Правовую основу общегосударственной системы противодействия экстремизму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и др.
Базовым нормативном актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом и дающим перечень характеризующих его юридически значимых признаков, является Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление.
В Республике Северная Осетия-Алания с целью совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания «О мерах по противодействию терроризму на территории Республики Северная Осетия-Алания» от 4 мая 2007 № 90 была образована (АТК).
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами, в Республике Северная Осетия-Алания были приняты:
- Закон РСО-Алания от 10 декабря 2007 г. № 66-РЗ «Республиканская целевая программа по противодействию экстремистским проявлениям в Республике Северная Осетия-Алания на 2008-2010 годы»;
- «Республиканская целевая программа по противодействию экстремистским проявлениям в Республике Северная Осетия-Алания на 2011-2013 годы», утверждённая постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2010 г. № 389;
- Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания «Развитие межнациональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания на 2014-2018 годы»от 15 ноября 2013 г. № 416 (подпрограмма 2 «Профилактика экстремистских проявлений в Республике Северная Осетия-Алания»), разработанные Министерством и реализуемые совместно с другими заинтересованными государственными и муниципальными органами власти, общественными и религиозными организациями.
Основными задачами вновь принятой программы профилактики экстремистских проявлений являются:
- минимизация экстремистских проявлений в обществе;
- содействие развитию межконфессионального диалога;
- повышение уровня информированности граждан;
- поддержка институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде.
В целях развития и повышения эффективности государственно-конфессиональных отношений, а также установления обратной связи с институтами гражданского общества в республике созданы и успешно функционируют совещательные и консультативные органы, в частности:
- Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания;
- Экспертный совет по информационной политике в сфере профилактики террористических и экстремистских проявлений на территории Республики Северная Осетия-Алания;
-Постоянная группа специалистов по информационному противодействию терроризму по подготовке и проведению регулярных просветительских мероприятий антитеррористической тематики с различными категориями населения, прежде всего с молодежью.- Межведомственная рабочая группа по реализации программных мероприятий;
- Экспертная группа по оценке религиозной литературы, видео-, аудио - и других поступающих в республику материалов.
Экстремизм во всех его проявлениях ведет к попранию прав и свобод граждан, подрывает общественную безопасность, государственную целостность и международный авторитет России, создает реальную угрозу основам конституционного строя, межнациональному и межконфессиональному миру.
Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организации;
- законность;
- гласность;
- приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
- приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
- неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Противодействие экстремистской деятельностиосуществляется по следующим основным направлениям:
- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Важно проведение превентивной политики в сфере борьбы с экстремизмом. Министерство осуществляет профилактику на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения.
В рамках реализации подпрограммы «Профилактика экстремистских проявлений в Республике Северная Осетия-Алания» проводится систематическая разъяснительная работа среди населения с привлечением специалистов в области теологии, обществоведения, психологии, юриспруденции, средств массовой информации; обучающие семинары-совещания для работников органов муниципальной и исполнительной власти республики.
Вовлечение населения, в том числе и молодежи, в реализацию мероприятий подпрограммы – эффективное средство профилактики экстремистских проявлений.
Сотрудниками Министерства проводятся встречи с учащимися высших и средних образовательных учреждений с целью повышения правовой культуры несовершеннолетних по вопросам предупреждения межэтнической напряженности, уголовной и административной ответственности за экстремистские проявления.
Ежегодно на улицах Владикавказа и районов республики размещается наружная социальная реклама профилактической направленности.
Для организации эффективной борьбы с экстремизмом задействованы не только возможности всех органов государственной власти и АМС, участвующих в рамках своей компетенции в предупреждении экстремистской деятельности, но и общественные объединения и духовенство.